Лекция «Что там, за дверцей печной?»

Вся комната янтарным блеском озарена. Веселым треском трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки кобылку бурую запречь? — А.С. Пушкин «Зимнее утро». Давайте последуем совету А.С. Пушкина и отправимся в путешествие по уникальной коллекции печных приборов члена Творческого союза художников России Павла Николаевича Габышева.

Другие события 16+

Почти 15 лет назад Павел Николаевич подумал, что колесо истории неумолимо катится во времени и пространстве, а под ним стремительно уходят в небытие заброшенные деревни, старые дома, где печка всегда была центром любого дома, и тем самым теряем не только частицы нашей истории, но и частицы нашего декоративно-прикладного искусства. А ведь художественно оформленная печная дверка определенным образом восполняла стремление человека к прекрасному.


По мнению калужского краеведа Андрея Анатольевича Бауэра, — «… украшение поля чугунной дверки различными рельефными изображениями позволяет отнести эти изделия к виду декоративно-прикладного искусства, к созданию которого причастны не только скульптор-модельщик, создающий модель будущего предмета, но и формовщик и даже чистильщик».


Печное литье, в результате которого появились плиты, колосники, дверки и полудверки, вьюшки, отдушины, заслонки и так далее всегда были традиционным производством на металлургических заводах России. С учетом большого спроса, объем производства постоянно рос, но одновременно и обострялась конкуренция, которая в итоге заставила промышленников подумать о необходимости сделать свою продукцию более привлекательной. И выход был найден в художественном оформлении, а именно в декорировании.


Владельцы чугунно-литейных заводов постоянно выставляли данные предметы на различных выставках, где они завоевали различные призы не только как предметы хозяйственного назначения, но и как произведения декоративно-прикладного искусства. Открыв печную дверку – Павел Николаевич  открыл для себя целый пласт истории Царской России, Советского Союза, некоторых европейских стран, тесно связанной с развитием промышленности.


Если печные дверки, произведенные до 1917 года, были богато украшены различными орнаментами, античными сюжетами из Древней Греции и Рима, изображениями охоты, быта, воинских доспехов, то на печных дверках советского периода основным элементом декора были пятиконечная звезда, а также серп и молот.


Однако и в этот период были созданы печные дверки, которые по своим художественным достоинствам не уступают печным дверкам царского периода, например печные дверки Каслинского завода, или дверки эпохи соцреализма.


Интереснейшую информацию о нашей стране в контексте данного периода можно получить из названий артелей, заводов, наименований городов.
Собирая печные приборы, Павел Николаевич столкнулся с тем фактом, что в мире не существует специального названия этому виду коллекционирования, поэтому, в дальнейшем, Павел Николаевич будет использовать словосочетание «ЗАСЛОНТЕКА» для обозначения коллекционирования печного литья.


Изучая историю печных приборов, Павел Николаевич обратил внимание на тот факт, что они, как магнит, притягивают к себе документы, таблички, эмблемы, медали, открытки, либо имеющих отношение к производству, где печные приборы были изготовлены, либо к изображенным на них сюжетам.

Так появилась небольшая коллекция художественных открыток с репродукциями картин, где художниками были нарисованы печь, камин, очаг или обычные санки. По мнению Павла Николаевича, данные элементы картин во многом придавали им смысл, отображали идею и настроение. Еще одна коллекция была собрана из памятных медалей, выпущенных в честь юбилейных дат предприятий, где в свое время выпускались также и печные приборы.


По принципу принадлежности к указанным предприятиям собралась и небольшая коллекция табличек, которые ставились на выпускаемую ими продукцию. Данные предметы являются для Павла Николаевича  одним из источников определения принадлежности того или иного производства к вышестоящему ведомству или организации.

Открывая печную дверку, Павел Николаевич  не только открыл ранее неизвестные для себя страницы истории Государства Российского, но и встретил на своем пути любителей старинных вещей из Кирова, Белгорода, Нижнего Новгорода, Ярославля, станицы Вешенской, Гагарина и многих других городов России, Республики Беларусь и Латвийской Республики.

Поделиться:

170 дней назад
29 ноября 2023 18:30–20:00

Москва
Николоямский пер, дом 3а, корпус 4.
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов